С самого детства я считал важными две профессии. Одна — это строители, потому что они строят все вокруг, начиная от жилых домов и заканчивая заводами. Вторая — это медики, потому что они спасают людей. Так уж сложилось, что сам я выбрал совсем другие специальность и профессию, но всегда с восхищением смотрел на тех, кто выбирает путь врача. И люблю об этом читать. Эта книга одна из тех, что раскрывают особенности работы врачей. Кроме того, она не просто о работе врача, а о работе врача в условиях войны. Что сейчас для меня вдвойне близко.
Труд врача не прост сам по себе. В условиях боевых действий он становится сложнее кратно. Сложнее и опаснее. Тем больше уважения тем, кто идет в самое пекло, чтобы помогать другим людям и спасать чужие жизни, рискуя своей.
Автор книги врач-хирург из Великобритании, который три десятка лет посвятил волонтерской деятельности в местах, где идут боевые действия, от которых в первую очередь страдает мирное население. Начал он свой путь врача-волонтера организаций «Врачи без границ» и Красного креста в 1993 году в Боснии. Затем были практически ежегодные поездки в Афганистан, Ирак, Сирию, множество африканских стран и т.д. Богатая хронология событий и обо всем это иногда последовательно, а иногда прыгая по временной шкале туда и сюда он и рассказывает на страницах книги. О том, как он добирался в больницы, находящиеся в самых эпицентрах сражений, как работал там, принимая раненных пациентов, делясь опытом с местными врачами, а потом выбирался оттуда, часто рискуя при этом жизнью.
Не имея семьи и других интересов, кроме пилотирования самолетов и вертолетов (вот уж интересная комбинация умений), автор всего себя отдал работе и волонтерской деятельности.
В отличии от ряда других книг, прочитанных мной недавно, здесь чуть меньше внимания уделяется непосредственно хирургии, хотя ее более чем достаточно, и чуть более тому, как автор оказывается в том или ином месте. Он размышляет о том, что его окружает, о том, что происходит вокруг, думает о людях, которые его окружают. Это и врачи, вынужденные участвовать в операциях, хотя зачастую они сами еще по сути практиканты или недоучки и которых он старался чему-то научить, передать свой опыт, и пациенты с ужасающими травмами, взрослые и дети. Все они оказались не в то время и не в том месте.
Когда я искал в сети информацию о Дэвиде Нотте, мне случайно попался один странный отзыв на эту книгу. Отзыв критический, мол автор двуликий циник, рассуждающий о политике, в которой ничего не смыслит (и, разумеется, с точки зрения критика во все не прав). Мне жаль таких людей. Которые смотрят в книгу, а видят, нет, не фигу. Видят то, что у них болит. Вместо того, чтобы увидеть то, что болит у автора. Может он и рассуждает о политике, в которой ничего не понимает. Может быть, он даже в чем-то и не прав. Но он сделал для людей под обстрелами больше, чем такие критики смогут сделать добра за всю свою жизнь. Он спас жизней больше, чем такие критики смогут себе представить. И из текста видно, что в политике он может и ошибается, но вот сердце у него большое. Может быть он и ездил в горячие точки в том числе и за адреналином, но при этом спасал людей и искренне радел за их судьбы. И старался делать для них то, что было в его силах. И это важно, а не его периодические рассуждения о том, кто прав, а кто виноват. В конце концов, в страданиях мирного населения виноваты все. И не важнее не то, кто виноват, а что с этим можно сделать и как помочь этим людям. И автор не на словах, а на деле помогал и продолжает помогать, несмотря на свой уже не юный возраст. Ведь через два года ему будет 70. А он продолжает делать свое дело.
Это книга не только о хирургии, хотя ее здесь достаточно. Изначально мне даже показалось, что читать будет немного скучно. Все эти описания куда и почему он ездил, что там происходило, в каких условиях он жил и кто его окружал. Но я рад, что продолжил чтение.
Это книга не столько о хирургии, сколько о человеке. О его жизни, о его работе, о его переживаниях. Человеке, который сделал много хорошего. И очень хорошо, что об этом могут узнать другие. Всем нам нужны достойные примеры для подражания. Этот — достоин.